20-10-2023
Самокат | |
---|---|
| |
Тип | частная компания |
Основание | 2017 |
Прежние названия | Магазинчик |
Основатели | Родион Шишков, Вячеслав Бочаров |
Расположение | Россия: Санкт-Петербург, ул. Седова, 11а |
Отрасль | экспресс-доставка, e-grocery |
Оборот | 82,5 млрд рублей (2022)[1] |
Число сотрудников | 30 тысяч (2021)[2] |
Сайт | samokat.ru |
Медиафайлы на Викискладе |
«Самока́т» — российский сервис заказа продуктов питания и товаров для дома с доставкой из дарксторов. Основан в Санкт-Петербурге в 2017 году и стал первым в стране сервисом доставки из дарксторов[3].
Крупнейший сервис в Европе (и США) по числу дарксторов (1092 точки на конец 2022 года), первый в России по числу заказов (35% всех доставок в России на сентябрь 2022 года по данным Data Insight)[4] и третий по выручке в сегменте e-grocery в России по итогам 2022 года (после «Сбермаркета» и «Вкусвилла», следует из данных Infoline)[5].
«Самокат» создали в Санкт-Петербурге в 2017 году предприниматели Родион Шишков и Вячеслав Бочаров. Шишков, в прошлом директор по инновациям в Yota, возглавлял центр НИОКР Yota Lab, запускал онлайн-кинотеатр Yota Play (позднее — Okko)[6][7], с 2013 года был главным исполнительным директором по цифровым продуктам «Почты России». Бочаров более 15 лет проработал в «Магните», прошёл путь от директора регионального магазина до создателя формата «Магнит Косметикс», руководителя основного направления магазинов у дома и заместителя Сергея Галицкого[8][9]. Будущих партнёров в начале 2010-х познакомил Илья Осколков-Ценципер, а в 2015 году они вместе занимались цифровизацией «Почты России»[10][3].
Модель доставки из даркстора они впервые использовали в стартапе Smart.Space, который улучшал обслуживание в бизнес-центрах и жилых комплексах. В конце 2017 года в приложении одного из петербургских ЖК появилась онлайн-витрина «Магазинчик» с 15-минутной доставкой небольшого ассортимента продуктов и товаров повседневного спроса. Услуга оказалась востребованной, и с начала 2018 года партнёры начали развивать «Магазинчик» как отдельное приложение, которое стало первым специализированным сервисом доставки из дарксторов в России[6][3][11].
На запуск, разработку, аренду полноценного склада на 120 м², расширение ассортимента и рекламу партнёры потратили около 1 млн долларов личных средств и частных инвестиций. Осенью 2018 года «Магазинчик» привлёк ещё 1,5 млн долларов, расширил сеть до 5 дарксторов и вышел на 8000 заказов в месяц. В апреле 2019 года сервис сменил название на «Самокат». В июле группа ПИК Сергея Гордеева вложила в сервис 10 млн долларов за 27% «Самоката», которые позволили компании выйти на московский рынок, открыть ещё 70 дарксторов и обслуживать более 100 тысяч заказов в неделю к концу года[10][3][11].
На фоне пандемии COVID-19 рынок экспресс-доставки продуктов и товаров для дома быстро рос. К маю 2020 года «Самокат» с 1 млн заказов в месяц обогнал «Доставку.Пятёрочка» и Perekrestok.ru, став первым по числу доставок в стране[10][12]. В интервью Бочаров говорил о росте компании в 3,5 раза в первые месяцы пандемии и найме сотен курьеров в неделю[13]. Параллельно в апреле 2020 года совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка выкупило 75,6% «Самоката» у финансовых инвесторов проекта[14]. При поддержке крупных технологических партнёров в 2020—2021 годах «Самокат» начал работать в 39 новых городах России и увеличил число дарксторов до тысячи[15][16].
«Самокат» использует сеть дарксторов площадью 180—220 м² в густонаселённых районах[17]. Средний радиус зоны доставки даркстора составляет около 1,5 км, что позволяет доставлять заказы в течение 15—30 минут (в зависимости от зоны доставки). Заказ, сделанный пользователем в приложении для iOS или Android, комплектуют товароведы в дарксторе. Курьеры доставляют заказы пешком или на велосипедах, чтобы избежать пробок[10][18]. С 2022 года «Самокат» развивает формат доставки продуктов большими упаковками по более низким ценам «Выгодно» из больших дарксторов площадью 450 м² в Москве и Петербурге[19].
«Самокат» конкурирует с форматом магазина у дома и предлагает базовый набор продуктов: бакалея, хлеб, овощи, мясо, снеки, бытовая химия, товары для дома, детей и животных[11]. На 2022 год компания предлагала более 800 товаров под собственными торговыми марками, в т.ч. товары с дополнительными свойствами: из альтернативной муки или без глютена[4]. На СТМ приходится около 20% выручки[20]. В 2022 году «Самокат» вместе с Ассоциацией Альтернативных Пищевых Продуктов в рамках конкурса «Стартап-полки» расширил ассортимент вегетарианских продуктов альтернативным мясом, рыбой и выпечкой без компонентов животного происхождения[3][21].
В стандартных дарксторах представлено около 2,5 тысяч товарных позиций (SKU), ассортимент которых может отличаться на 30—40% за счёт товаров местных производителей, в больших — около 1000 SKU[19]. С 2021 года «Самокат» предлагает расширенный ассортимент большого склада-хаба (от 1000 м²) с доставкой через даркстор[17][22][23]. В феврале 2022 компания открыла онлайн-витрину «Самокат Бьюти» с более чем 7 тысячами SKU косметических товаров российских и иностранных производителей[24] и социальное медиа «Студия Бьюти»[25][26].
Технологическая платформа «Самоката» автоматизирует работу на уровне даркстора, доставки, помогает в прогнозировании объёма заказов. Программа отслеживает товарные остатки и сроки годности в дарксторах и помогает товароведам комплектовать заказы[27], алгоритмы рассчитывают количество заказов на неделю вперёд в каждом районе присутствия с учётом поведения пользователей и внешних факторов (погоды или дорожных работ)[3], система контроля курьеров помогает управлять распределённой сетью доставки[28].
С 3 июня 2020 года «Самокат» запустил доставку в Московскую и Ленинградскую области[29]. С 2020 года компания начала работу в Казани и Нижнем Новгороде[30].
В 2021 году сервис заработал в Екатеринбурге, Краснодаре, Челябинске, Самаре[31][32]. В июле 2021 года «Самокат» заработал в Набережных Челнах[33], в декабре того же года — в Нижнекамске[34].
В феврале 2022 году «Самокат» открылся в Наро–Фоминске, Ногинске, Орехово–Зуеве, Альметьевске, Владимире и Великом Новгороде[35].
С середины марта 2022 года по 4 апреля 2022 года «Самокат» закрыл доставку в 15 небольших городах России из-за экономического кризиса в стране. Также отмечается, что одной из проблем сервиса, повлиявшей на ситуацию, стал отъезд в США бывшего первого зампреда правления Сбербанка Льва Хасиса, который отвечал за направление фудтеха[36].
В конце декабря 2022 года «Самокат» открылся в Иваново, Сочи, Саранске, Астрахани, Вологде, Смоленске и Череповце[источник?].
В Новороссийске сервис запущен 6 октября 2023 года[источник?].
Основной владелец «Самоката» — «О2О Холдинг», который консолидирует активы «Сбера» в сфере электронной коммерции, основатели и менеджмент компании имеют миноритарные доли[37]. Акционерами холдинга выступают консорциум инвесторов и сам «Сбер», доля которого составляет менее 50%[38]. Головная компания сервиса, «Роборитейл», зарегистрирована в специальном административном районе на острове Октябрьский (Калининградская область). Ей принадлежат «Умное пространство» и «Умный ритейл» — операционная компания группы[39]
К концу 2022 года «Самокат» работал в 50 городах России и управлял более чем 1092 дарксторами[40][41]. С 2021 года сеть дарксторов «Самоката» — крупнейшая в Европе и США и уступает только китайскому сервису Miss Fresh[42]. По данным на декабрь 2021 года на компанию работало более 30 тысяч человек, включая внештатных курьеров[2].
За 2021 год «Самокат» выполнил 69,3 млн заказов (рост в 4 раза год к году), за первый квартал 2022 года — 28,5 млн, и только за август того же года — 10,5. В пике сервис обслуживал 317 тысяч доставок в день[20]. По этому показателю «Самокат» на сентябрь 2022 года занимал первое место на рынке e-grocery (по данным Data Insight), на него приходилось 35 % всех доставок в стране[4]. Выручка «Самоката» за 2022 год составила 82,5 млрд рублей (рост на 99,4% к 2021 году)[1][5].
Самокат (сервис доставки).